Это в самом деле Мона Лиза? По прошествии трехсот лет, утром 9 августа 2013 года была вскрыта Крипта Мучеников за алтарем церкви Сантиссима Аннунциата во Флоренции. Ученые намереваются провести радиоуглеродный анализ и скрупулезный тест ДНК содержимого в семейном склепе Герардини и сопоставить результаты с анализом праха, найденного в монастыре Сант'Орсола (Святой Урсулы), для того чтобы узнать, действительно ли они принадлежат Лизе Герардини, изображенной Леонардо в знаменитой "Джоконде".
Исторические документы 1525 года свидетельствуют, что среди картин, находящихся в распоряжении одного из любимых учеников Леонардо под псевдонимом Салаи, находилась Джоконда. Историк Вазари утверждает, что Леонардо начал писать портрет супруги Франческо ди Джокондо и по прошествии 4 лет оставил его незавершенным. Однако рентгеновский анализ картины, находящейся в Лувре, показал, что под верхним слоем полотна скрываются как минимум три более ранние редакции. Предполагается, что король Франции Франциск I, долголетний покровитель Леонардо да Винчи, приобрел эту картину.
Вполне возможно, что ученик, которому Леонардо завещал почти все, кроме манускриптов, отправил Джоконду или ее копию в Милан, о чем свидетельствует описание инвентаря в его творческой мастерской. Во Флоренции, по прошествии 600 лет, был проведен радиоуглеродный анализ трех скелетов из восьми найденных, который показал совпадение с датой смерти Лизы Герардини.
В 2006 году сотрудники французского Национального центра реставрации провели исследование картины, которое показало наличие более ранней редакции: лицо благородной женщины была покрыто вуалью, которую в те времена часто носили в период беременности или после родов. Сравнение с тленными останками одного из сыновей могло бы дать заключительный ответ.