Согласно общепринятому представлению, все сооружения или памятники можно назвать монументами. Мы объединили в эту категорию лишь те памятники архитектуры Рима, которые являются уникальными и единичными в своем роде. Монументальное величие Вечного города - это одновременно стратегия и стихия, оригинальность и подражание, творчество и копирование, планирование и импровизации. Но результат тысячелетних усилий римлян впечатляет - Рим сказочно красив и привлекателен. Продолжим рассказ о достопримечательностях этого мегаполиса кратким описанием основных памятников - Колизея, Римского Форума, Пантеона, Замка Святого Ангела и Пирамиды Цестия.
► Нужен гид или сопровождающий по Риму? Посмотрите на Странице Гидов.
Уникальные архитектурные монументы Рима - Колизей (Colosseo)
Нет такой страницы в истории Рима, которая не была бы непосредственно связана с римским Колизеем в той или иной степени. Именно поэтому он и превратился в символ Вечного города. Это уникальное сооружение начал строить в 72 году император Веспасиан из рода Флавиев.
Веспасиан был талантливым полководцем и отличился в войне с иудеями, именно военные и привели его к власти. Был он скромным и строгим правителем, не гнушался никакой работы и даже лично участвовал в строительстве на Капитолии. Упрекали Веспасиана лишь в скупости, потому что он вводил все новые налоги. Оправдывало его то, что казна, после безумий Нейрона, оставалась пустой, а предстояло отстроить разрушенный город. Однажды сын Тит упрекнул его за то, что он ввел налог на общественные уборные. Когда, получив первую прибыль от налога, Веспасиан протянул монеты Титу под нос, он произнес знаменитую фразу: “Деньги не пахнут!” Закончил строительство Колизея в 80 году сын Веспасиана, Тит, а второй его сын - Домициан завершил работы над внутренними и вспомогательными сооружениями, складами, казармами и площадками для обучения гладиаторов, а также моряков. Они участвовали в спектаклях на морскую тематику или во время представлений натягивали над зрителями огромный тент, для защиты их от солнца и непогоды. Настоящее имя Колизея – Амфитеатр Флавиев. Позже его стали называть Колоссеум из за стоящей рядом с ним колоссальной 35-метровой статуи Нерона. Она напоминала греческую статую Колосса. Сейчас от статуи остался только огороженный цоколь, находящийся перед главным входом в Колизей. Амфитеатр построили на месте искусственного озера, находившегося в садах возле золотого дома Нерона. При раскопках было установлено, что Колизей стоит на очень мощном, толщиной в 13 метров фундаменте, материал которого напоминает армированный бетон. Этим и объясняется долговечность конструкции. Грандиозное сооружение Колизея было построено за очень короткий срок трудившимися день и ночь рабами - пленными евреями. Работами над строительством Колизея руководил знаменитый архитектор того времени Квинтий Атерий. Колизей представляет собой сооружение в форме эллипса размером 188 на 155 метров и высотой внешнего кольца приблизительно 50 метров от земли. С внешней стороны Колизея были расположены три яруса аркад, украшенных дорическими, ионическими и коринфскими колоннами, в проемах арок стояли статуи, а четвертый ярус был украшен коринфскими пилястрами. Эллипс из 80 арок образовывал наружное обрамление, а на нем, четыре арки обозначали входы. Для облицовки были использованы материалы из белого мрамора и травертина. Внутри, Колизей разделяли стены в виде радиусов на 80 секторов, с отдельными входами, каждый из которых был пронумерован римскими цифрами. Их и сегодня можно различить при внимательном рассмотрении. (Эта система разделения стадиона на секторы используется и в настоящее время). Согласно подсчетам, в Колизее одновременно могло разместиться до 80.000 зрителей. Колизей внутри был разбит на три уровня. На первом ярусе, вокруг арены, располагались императорская ложа, мраморные кресла для сенаторов и представителей Двора, с подписанными на них именами. Во втором ярусе располагались места для граждан Рима, рыцарей, гражданских и военных трибунов. Для женщин предоставлялись деревянные скамьи. Супружеские пары имели собственные места. Специальные места отводились для молодежи и их наставников. На третьем ярусе располагался прочий люд. Справка: Во времена расцвета Колизея в Риме работали с рассвета и только до полудня, а остальное время дня - отдыхали. Много было и праздников. В период правления Августа, праздничных дней в году насчитывалось почти половина. Кроме того, в городе было большое число бездельников, которые требовали ”Хлеба и зрелищ!”. Так что увеселения в Риме устраивались часто и были они многолюдны. Полезно: Форум, Колизей, Палатин и Рим возрожденный - гармония эпох. Экскурсия гидов сайта
Представления в Колизее развертывались на площадке в центре, состоящей из деревянного настила, посыпанного песком – арене. Песок на латыни называется рена (rena). Арена была отгорожена от зрителей 4-метровой стеной, для безопасности. На арене одновременно могли сражаться несколько гладиаторов (gladia- меч). Это были специально обученные рабы, которые сражаясь, убивали друг друга, в то время как участие хищных зверей всех видов увеличивало ужас зрелища. По свидетельству современников известно, что множество гладиаторов и 5.000 хищных зверей было убито за 100 дней праздника в честь открытия Колизея. Судьба раненного гладиатора зависела от воли зрителей, а победитель награждался денежной премией, лавровой ветвью или деревянным мечом. Это означало, что он освобождается от смертельных боев. Реже гладиатору даровалась свобода и хотя у публики среди гладиаторов были любимцы, все же, эта профессия считалась презренной - для рабов. Позже в гладиаторы стали поступать и свободные люди ради денег. Но иногда на арене Колизея приходилось видеть и императоров. В спектаклях, во время сцен охоты или боя, пол на арене раздвигался и оттуда, специальными приспособлениями поднимались диковинные декорации или арена заполнялась водой и на ней устраивались морские сражения.
В 405 году императором Онорием были запрещены кровавые зрелища в Колизее, возможно из-за растерзанного на арене монаха Телемаха, который пытался остановить кровопролитие. Колизей был поврежден молниями и землетрясениями в III веке, а после падения Римской Империи наступило полное запустение. Колизей был использован как кладбище, потом как крепость. После землетрясения 1349 года и до эпохи Возрождения, Колизей был использован главным образом как источник строительного материала. Отсюда брали материал для строительства церквей и дворцов возрождающегося Рима. Бродяги и бездомные находили свое убежище в развалинах и непроходимых зарослях Колизея. Один английский ботаник даже составил двухтомный атлас “Растения Колизея”. Окончательный упадок Колизея был предотвращен папой Бенедиктом XIV (1740 г.). Он освятил Колизей как место, где пали тысячи христианских мучеников. На подиуме был установлен крест и построено двенадцать алтарей. На Пасху здесь проходит богослужение и Крестный ход. Благодаря реставрационным работам по укреплению сооружения, Колизей пользуется постоянным вниманием и является великолепным свидетельством величия Рима. И сегодня, многие столетия спустя, Колизей представляет гордость Рима и вызывает изумление туристов со всего мира.
Информация для посетителейДля посетителей Колизей открыт ежедневно с 8.30. Закрывается за 2 часа до захода солнца. Закрыт 25 декабря и 1 января. Стоимость входного билета 9.00 евро, льготный 4.50. Для детей до 18 лет и людей старше 65 лет – бесплатный вход. Колизей включен в список монументов для посещения по специальной Archeologia Card - стоимость 9.00 евро. Включает посещения: Дом Августа, Римские Форумы и Колизей. |
Уникальные архитектурные монументы Рима - Римский Форум (Foro Romano)
Римский Форум был центром общественной, религиозной и политической жизни Рима на протяжении многих веков.
История Римского Форума уходит корнями в глубокую древность, когда Римом правил царь Тарквиний Приск (616-579 г. до н.э.). Именно он начал проводить инженерные работы по осушению земель низменного, заболоченного района между Квиринальским, Палатинским и Капитолийским холмами. Это была сложная система клоак, или подземных каналов, выложенных каменной кладкой, названная Cloaca Maxima или Большая Клоака (некоторые участки Большой Клоаки функционируют и поныне).
С этого периода началось строительство Форума. Была произведена закладка фундамента большого храма Юпитера на Капитолийском холме и строительство Регии у подножия Палатинского холма – резиденции царей, которая, кроме этого, выполняла политические и религиозные функции. Регия дважды горела, неоднократно разрушалась и перестраивалась. Были построены Комиции для народных собраний, а также Курии для собраний Сената.
К этому историческому периоду относится и Ляпис Нигер (“Черный камень” - Lapis Niger), открытый при раскопках 1899 года. Согласно легенде, это место гибели или захоронения Ромула. Здесь на форуме, недалеко от Триумфальной арки Септимия Севера, под не большой площадкой, вымощенной черными мраморными плитами, были обнаружены ступеньки, ведущие вниз. Там был алтарь и стела из черного мрамора, с архаичной и трудно переводимой надписью (датируется VI веком до н.э.), сделанной змейкой, т.е. ее первая строка читается как обычно - слева направо, а следующая, наоборот, справа налево. Смысл надписи сложно понять, потому что сохранилась только центральная часть камня, но считается, что это святилище посвящается царю и осквернителя оного ждут проклятия.
Полезно:
Форум, Колизей, Палатин и Рим возрожденный - гармония эпох. Экскурсия гидов сайта
В царский период на форуме был построен Xрам Весты и Дом Весталок. Домом был комплекс зданий с галереями, которые выходили во внутренний дворик. Дом Весталок занимали непорочные жрицы богини Весты, которой они служили 30 лет.
Весталками выбирали девочек из знатных семей в возрасте от 6 до 10 лет. Весталки первые десять лет обучались мастерству, последующие десять лет служили жрицами богине Весте, а оставшиеся 10 лет обучали других. Весталки выполняли очень сложные древние обряды и совершали жертвоприношения, а также хранили ценные документы, тайные святыни Пенаты и Лары (домашние духи-хранители).
Рядом с Домом Весталок был Храм Весты. Он был круглый и символизировал мироздание, а внутри него горел Священный огонь. Вечный огонь Весты имел глубокое духовное значение для римлян, как символ домашней чистоты, национальной силы и здоровья.
На обширной территории Форума, наряду с лавками и рынками, кроме храма Весты, возвышались древнейшие святилища. Самые важные из них:
Храм Сатурна воздвигнут в честь победы над этрусками и в дар богу Сатурну - его почитали за способность избавлять город от бедствий и голода. Начали строительство храма в царский период, а закончили во времена ранней республики, в 489 году до н.э. Храм был перестроен Мунацием Планком, начиная с 42 года до н.э. и восстановлен после пожара 283 года. К этой реставрации относится сохранившаяся часть из 8 колонн и главный фронтон, где надпись на фризе гласит: “Senatus populusque romanus incendio consumptum restituit”, что означает “Сенат и народ Рима уничтоженное пожаром восстановил”. Сюда верующие могли заходить с непокрытой головой и во время обрядов зажигали свечи. Праздник “Сатурнии” отмечали 17 декабря с большим весельем, дарили друг другу подарки и устраивали процессии. Этот праздник считается прaродителем празднований Нового года.
Храм Януса не был похож на другие, он состоял из двух больших арок, а в каждой из них были двери. Арки соединялись боковыми стенами. Внутри храма находилась статуя двуликого Януса - бога дверей, а также входов и выходов, начала и конца. Когда возникал военный конфликт, двери храма распахивали и под сводами арок перед ликами Януса проходили солдаты. Двери храма Януса оставались открытыми, пока шла война, а когда заключался мир, то вернувшиеся с поля боя вновь проходили перед статуей бога и храм закрывался. Бог Янус считался покровителем путников и моряков. Храм не сохранился до наших дней.
Храм Диоскуров построен в 496 году до н.э. и посвящен братьям-близнецам Кастору и Поллуксу, сыновьям Юпитера. Диоскуры помогли одержать победу над Тарквинием на озере Регил в Лации и первыми прискакали в Рим с хорошей вестью.
Обновили храм в I веке по приказу императора Тиберия. На Форуме сохранились три колонны коринфского ордена высотой 15 метров. В народе их называют “Три сестры”. Рядом с храмом находится алтарь и источник нимфы Ютурны, где братья Кастор и Поллукс поили своих коней. Источник считался лечебным и составлял одно целое с храмом.
Священная дорога (Via Sacra) пересекала площадь по всей ее длине от Капитолийского холма до Палатина. Она была шириной три метра и выложена плитами из туфа. По этой дороге проходили триумфальные шествия и религиозные торжества.
В республиканский период Форум расширился и приобрел новый облик. Фурием Камиллом, победителем галлов, в 367 году до н.э. был сооружен Храм Конкордии в память о подписании соглашения между патрициями и плебеями на Монте Сакро – Священной Горе, уравнявшего политические права обоих классов. От храма сохранился лишь подиум и вход в святилище, сделанный из двух огромных мраморных блоков (porta santa).
Слева: Римский форум. История в камне. Видео. Храм Сатурна. Священная дорога, Табулярий и др. |
У северных склонов Палатина строились дома аристократов и дом понтифика в южной части форума. В течении II века до н.э. дома Цицерона и Сципионов уступили место базиликам Порции, самой древней Опимии, Семпронии и в особенности Базилики Эмилии. Торговые продуктовые лавки сменились на лавки менял (argentari), в храме Юноны чеканились монеты, а храме Юпитера расположилась сокровищница, или государственная казна Рима (Aerarium). Все это повысило роль Форума как центра политической и административной жизни. Массовые собрания и судебные процессы проходили на открытых площадках, комициях. Форум постепенно стал превращаться в арену политической борьбы. Так, диктатор Сулла построил на месте Курии Гостилия новую курию. Он назвал ее своим именем – Курия Корнелия. Позже Цезарь построил на этом месте храм Фелицитас, а на комиции - новую Курию Юлию для собрания римского Сената.
Закончилось строительство Курии Юлия при Августе в 29 году до н.э. Курия горела в 283 году, затем была восстановлена Диоклетианом. С VII века в здании курии находилась церковь Святого Адриана (Sant'Adriano). Благодаря этому здание не было разрушено. Из внутреннего убранства, к сожалению, сохранились только фрагменты мраморного мозаичного пола, как память той бурной эпохи, и два мраморных барельефа, которые украшали Ростру. На одном изображен Троян, уничтожающий документы о долгах граждан, а на втором - учреждение материальной помощи детям в бедных римских семьях (alimenta).
В этот период на склонах Капитолия сооружен Табулярий - местонахождение государственного архива (80 год до н.э.). Он сохранился до наших дней на прежнем месте и придает Форуму монументальный вид.
В период правления Августа Форум достиг огромных размеров, было возведено множество монументов в честь победы над Антонием и Помпеем – Арка Августа, а также храма обожествленного Цезаря – храм Цезаря, который занимал четвертую сторону площади Форума. Долгое время структура Форума оставалась неизменной, позже на нем появились “Пуп города”, который указывал на центр города Рима, и “Золотой мильный камень”. От него шел отсчет расстояний между городами великой Империи и оттуда начинались все дороги, ведущие в провинции огромного государства. Вот откуда появилась поговорка - “Все дороги ведут в Рим”.
Новые здания, такие как храм Веспасиана и Тита, а также храм Антонина и Фаустины, построенный Антонином Пием в честь жены Фаустины, а позже посвященный Сенатом тому же императору, удачно вписывались в августовское упорядочение Форума. В III веке область Форума вновь наполняется памятными и почетными монументами.
Арка Семптия Севера была возведена в 202 году Сенатом и Римским народом и напоминала об императоре, который расширил границы империи до Месопотамии. Она была установлена между Рострами и Курией. А семь почетных колонн напротив Базилики Юлии – монумент, напоминающий о десятилетии тетрархии. Почетная колонна византийскому императору Фоке в 608 году была последним монументом того времени, возведенным на Форуме.
Примерно два века длился период спада активности Форума. Новый его расцвет наступает в эпоху правления Максенция и Константина.
Император Максенций не увидел завершения своей базилики. Смерть настигла его на берегах Тибра во время сражения против Константина на мосту Мильвио в 312 году.
Уникальные архитектурные монументы Рима - Пантеон (Pantheon)
Пантеон по-гречески означает “храм всех богов”. Это значительное и прекрасно сохранившееся сооружение древности было построено в 27-25 годах до н.э. выдающимся военачальником, консулом и другом императора Августа, Марком Агриппой на личные средства.
В 123 году император Адриан, большой знаток и любитель греческого искусства, реконструировал Пантеон. Новое монументальное сооружение мало чем напоминало первоначальное, однако над портиком император Адриан благородно сохранил имя его первого создателя - Marcus Agrippa. Оно написано крупными буквами, а свое Адриан поместил ниже.
Работами по реконструкции занимался известный архитектор Аполлодор Дамасский. Для того, чтобы ускорить расчистку храма от старых обломков, император Адриан приказал рассыпать золотые монеты. Прочность новой круглой конструкции, ротонды, гарантировала кирпичная кладка толщиной 6 метров. Для изготовления купола использовалась деревянная конструкция, помещенная на холм из земли и строительного мусора. Купол Пантеона был выполнен из пяти рядов, постепенно уменьшающихся бетонных кессонов, а содержаниe строительных обломков и пемзы облегчило его массу. Центр купола не закрыт традиционным запирающим ключом, а оставлен открытым, почти 9-метровым отверстием. Oculus (око Пантеона) является единственным источником света в его огромном зале. Внутри храм был украшен богатым многоцветным полированным мрамором, а в семи нишах стояли позолоченные статуи языческих богов, их именами названы планеты солнечной системы. В храм вели ступени из белого мрамора, а фронтон Пантеона украшал золотой орел с короной, древний символ власти. Купол его сиял бронзовыми позолоченными плитами и гармонично сочетался с подпирающим его цилиндрическим строением. Купол Пантеона до сих пор остается крупнейшим куполом мира. После утверждения христианской веры Пантеон, как и многие другие языческие храмы, был заброшен. Украшения и строительный материал древних храмов использовали для строительства новых христианских культовых мест. Когда дело дошло до Пантеона, у папы римского Бонифация IV не поднялась рука подписать приговор этому уникальному сооружению. В 609 году папа обратился к императору Фоке с просьбой преобразовать Пантеон в христианский храм. После освящения Пантеона из катакомб были перевезены останки христианских мучеников. Так Пантеон стал храмом Santa Maria ad martires – Святой Марии всех мучеников.
После раздела Римской империи позолоченные покрытия с купола Пантеона были вывезены в Константинополь, а бронзу с центрального портика папа Урбан VIII отдал Бернини на изготовление балдахина в Соборе святого Петра. До сих пор можно разглядеть уродливые отверстия на бордюре купольного отверстия и над центральным портиком Пантеона. Двери в Пантеон все еще хранят следы работы римских мастеров, украшавших их два тысячелетия назад. Несмотря на многочисленные стихийные бедствия, наводнения и землетрясения, конструкция Пантеона сохранилась в ее первозданном виде. Менялись лишь многочисленные украшения и декоры во внутреннем пространстве храма. Напротив входа в Пантеон, в центральном алтаре, находится уникальная византийская мозаика VII века в серебряном окладе. В нише первого алтаря - картина “Благовещение”, приписываемая кисти художника XV века Мелоццо да Форли, а по некоторым источникам - Антониаццо Романо. С 1520 года в Пантеоне на средства Рафаэля Санти была отреставрирована капелла Пресвятой девы Марии, на третьем выступе слева. Великий художник высказал желание быть похороненным в Пантеоне. На его мраморном саркофаге, украшенном двумя целующимися голубками, высечена надпись: ”Здесь покоится тот Рафаэль, при жизни которого великая природа боялась быть побежденной, а после его смерти она боялась умереть”. Рядом - могила официальной невесты Рафаэля, Марии, племянницы кардинала Бибиена. Она скончалась за три года до него, так и не дождавшись свадьбы. Рафаэль откладывал бракосочетание из-за любви к другой женщине, Фарнарине, которую любил до последнего вздоха. И все же Рафаэль распорядился похоронить Марию рядом с собой, однако он заказал своему другу художнику Лоренцетти написать портрет Мадонны с Фарнарины и поместить ее рядом со своей могилой. В Пантеоне хоронили и других известных людей Рима: художников Перуцци, Аннибале Караччи, композитора Карелли, кардинала Эрколе Консалве. Здесь же покоятся останки королей Италии - Виктора Иммануила II Савойского и Умберто I, а также Маргариты Савойской. Так Пантеон стал усыпальницей известных личностей Италии.
Информация для посетителейВход в Пантеон бесплатен. Для посетителей он открыт ежедневно с 8.30-19.30, а в воскресенье с 9.00-18.00. |
Уникальные архитектурные монументы Рима - Замок Святого Ангела (Castel Sant’Angelo)
Одним из самых выразительных памятников Вечного города был и остается Мавзолей Адриана, или Замок Святого Ангела. Он в течение столетий не раз менял свой облик, название и предназначение, но тем не менее сохранил свою самобытность и неугасимый интерес к нему. В конце своей жизни император Адриан задумал возвести семейную усыпальницу Антонинов. Мавзолей был построен в 130-139 годах за городскими стенами по плану самого императора (в то время внутри города никого не хоронили и император не был исключением). Возвели гробницу на противоположном берегу Тибра и выглядела она, как ротонда диаметром в 64 метра. Она была облицована белыми мраморными плитами, а на вершине ее был погребальный земляной холм, засаженный кипарисами. Сооружение было украшено греческими статуями, а в центре сверху, где теперь парит ангел, была позолоченная колесница, управляемая самим Адрианом. От центрального входа, вниз, в погребальницу, вела спиральная лестница длиной более 125 метров. В следующие 80 лет здесь хоронили императоров, а потом мавзолей стоял заброшенным. В III веке император Аврелиан обратил внимание на стратегическое местонахождения Мавзолея и включил его как оборонительное сооружение в защитные стены города. Действительно, это было мудрое решение и в V-VI веках, волны нашествий варваров неоднократно разбивались о стены Мавзолея.
Полезно: Замок Святого Ангела - где можно остановиться?
Легенда гласит о том, что в 590 году в Риме разразилась эпидемия черной смерти – морской язвы. Она уносила тысячи жизней горожан. Тогда папа Григорий Великий решил пройти крестным ходом по улицам города, прося у Всевышнего прощения и милости. Процессия направлялась к собору Святого Петра. Семью потоками шли молящиеся, а папа шел впереди и нес икону Богоматери, написанную кистью Святого Луки. Когда папа вступил на мост, ведущий к Мавзолею Адриана, он увидел парящего в небе Архангела Михаила, вкладывающего в ножны свой пылающий меч. Это было знамение о том, что господь услышал молитвы и послал вестника сообщить, что эпидемия закончилась. В память о об этом событии, папа Григорий Великий велел отлить из бронзы памятник и водрузить его на Мавзолей. С той поры он стал называться - Замок Святого Ангела. Иногда возникает вопрос, как понять, что Ангел вынимает или вкладывает меч? Ответ прост, когда меч выхватывают, то не глядят на оружие, достаточно взяться за рукоятку, а вот чтобы вложить его в ножны, надо посмотреть. Ангел на замке склонил голову, чтобы посмотреть на ножны.
В X веке, во время междоусобиц, замок переходил из рук в руки. Он превратился в крепость, где бароны скрывались от папского гнева. Иногда и папы скрывались в замке от преследователей. Из Ватикана они шли по ведущей к замку городской стене длинной 420 метров, называемой passetto, или коридором.
В конце XV века папа Александр VI (Борджиа) велел перестроить обветшалый замок. К нему были пристроены четыре бастиона, названные именами четырех евангелистов, а также просторная лоджия, которая открывала вида на город. Вниз вела лестница в уютный дворик, где сложили горкой мраморные ядра.
В замке появилась библиотека и секретный архив, а некоторые помещения стали использоваться, как камеры для папских заключенных. Здесь томились в разное время Джордано Бруно, Галилей, Томмазо Кампанелла, а также один из строителей Московского Кремля Аристотель Фиораванти, семейство Ченчи, известный авантюрист граф Калиостро и многие другие менее известные пленники. Иногда их казнили на площадке замка, тогда над городом плыл печальный звон колокола, который и поныне висит там. Сегодня в Замке открыт Национальный музей. Интересны апартаменты пап, Зал Паолина, Зал Библиотеки и др. Многие из них сохранили обстановку своего времени и фрески XV-XVI веков, а также коллекции оружия и доспехов.
Информация для посетителейВходной билет стоит 8.50 евро. Музей открыт вторник-воскресенье 9.00-19.30. Музей закрыт в понедельник, 25 декабря и 1 января. Кассы закрываются в 18.30 |
Уникальные архитектурные монументы Рима - Пирамида Цестия (Piramide Cestia)
Цестиева пирамида является одним из выдающихся сооружений древнего Рима. Она расположена на Авентине, с восточной стороны от Остиенских ворот (ныне ворота Сан-Паоло), где Аврелиановы стены составляют прямой угол. Именно потому, что в 271 году Пирамида была включена в оборонительные стены города, построенные императором Аврелианом, она не была уничтожена и сохранилась до наших дней в своем первозданном виде. |
Пирамида Цестия построена в период между 18 и 12 годами до н.э. и представляет собой захоронение экзотической формы - дань моде того времени, когда Рим овладел Египтом в результате битвы у Акции в 31 году до н.э.
Мавзолей Гая Цестия Эпулона сооружен на перекрестке двух важных путей древности – соответственно, дорог идущих из портовой зоны Emporio в Остии и от древних ворот Raudusculana, которые находились на месте современной площади Албании.
Гай Цестий Эпулон был Претором 44 года до н.э., братом известного архитектора того времени, имя которого носит мост через Тибр, ведущий от острова Тиберина на Трастевере. Согласно надписи на мавзолее, можно с уверенностью сказать, что Гай Цестий (Caio Cestio Epulone) был современником Августа, сыном Licio Cestio tribu’ Poblilia, Трибуном Plebe, а также магистратом и членом великой римской жреческой коллегии (Settenviro degli Epuloni).
Мавзолей в виде пирамиды был возведен в относительно короткий срок – всего за 330 дней, таковы были условия завещания. Работами руководил прямой наследник Licio Poncio Mela, сын Publio из Tribu’ Claudia. Сооружение высотой 36.40 метров базируется на бетонном фундаменте. В основании каждая из сторон составляет 29,50 метров и облицована травертином и мрамором. Внутри находится погребальная комната размером 4х5,8 метров, стены которой украшены фресками в так называемом “третьем стиле ” помпейской живописи.
Третий стиль - один из четырех стилей древнеримской живописи. Этот стиль называют “орнаментальным” и обладает трехмерными характеристиками и перспективой. Обычно на плоском темном (красном) фоне разбиты декоративные схемы, в центре которых находятся светлые маленькие панели с различными сценами. Они разделены орнаментами с канделябрами, вазами, гирляндами или ветвями растений.
На фресках склепа изображены женские фигуры в различных позах, совершающие ритуальные действа религиозных церемоний, что особо подчеркивает принадлежность Гая Цестия Эпулона к почтенному сословию жрецов. Сверху, на потолке, в четырех углах, хорошо сохранились фигуры Победы, которая держит в руках короны и ленты. В центре потолка видна поврежденная грабителями захоронений прекрасная роспись со сценой, где орел уносит умершего в небо. Пол в склепе полностью утрачен, но по углам комнаты видны базаменты четырех колонн, две из которых были найдены в результате раскопок 1663 года и поставлены на их место. С западной стороны Мавзолея находились две бронзовые статуи Гая Цестия, на которых были написаны тексты завещания, в них, среди прочих имен, упоминался Агриппа - великий полководец, друг и зять императора Августа.
Пирамида Цестия представляет собой единственное пирамидальное сооружение сохранившееся в Риме, но в результате археологических раскопок и сохранившихся иллюстраций Рима известно, что в городе были еще два захоронения в форме пирамиды. Одна из них находилась на улице Фламиния, на месте нынешней церкви Санта Мария деи Мираколи (Santa Maria dei Miracoli) на Пьяцца дель Пополо (Piazza del Popolo). Вторая находилась в начале нынешней улицы Кончильяционе (via del Conciliazione). Называлась она “Мета ди Борго” (Meta di Borgo) и была разрушена в 1499 году Александром VI при строительстве новой дороги между Замком Святого Ангела и Собором Святого Петра.
Пирамиды, находящиеся вблизи таких важных и примечательных мест города, как Ватикан и ворота Святого Павла, не могли остаться незамеченными римским народом. Поэтому в средние века родились легенды, что пирамиды – это места захоронений Ромула и Рема. Так, в первом путеводителе по Риму – “Mirabilia”, изданном в XII веке, пирамида Цестия обозначена как “Sepolchrum Remi”. Даже Франческо Петрарка, путешествуя по Риму в 1337 году, пишет о Пирамиде Цестия, как о гробнице Рема. Не удивительно, что никто в то время не знал истинного имени погребенного в Пирамиде, ведь она была покрыта густыми порослями кустарников, угнездившихся в щелях между плитами.
Только в период правления папы Александра VII (1655-1667) к Пирамиде были обращены взоры ученых и реставраторов. В 1663 году были проведены серьезные работы по восстановлению надписей и внешнего вида Пирамиды. Были открыты вход во внутренний склеп, обнаружены и восстановлены две колонны с ее западной стороны, а также открыто пространство вокруг фундамента, что позволило увидеть Пирамиду во всем ее величии.
Полезно:
Информация для посетителей
Как добраться:
на линии В римского метро, остановка "Piramide".
Также автобусами: N° 3, 60, 271, 118.