Вы планируете посетить живописную площадь Навона в Риме? Хорошее решение - без нее картинка барочного Рима, увы, никак не складывается. Здесь же находится известная базилика Св. Агнессы, фонтан Четырех рек Бернини, а до Пантеона просто рукой подать.
Однако если вы являетесь поклонником художника-реалиста Караваджо, у вас есть еще две причины слегка задержаться на этом месте. Нужно обязательно посетить базилику Св. Августина на одноименной площади (см. карту) и насладиться полотном Мадонна ди Лорето. Вас ждет также второй сюрприз: возможность созерцать самые известные работы зрелого Караваджо в церкви Сан Луиджи деи Франчези (адрес и карта).
О церкви San Luigi dei Francesi, о святых и о работах Караваджо - узнайте в этом материале.
Создание церкви Сан Луиджи деи Франчези
Луиджи - итальянский вариант имени Людовика (фр. Louis). Церковь посвящена великому королю Франции Людовику IX (1214-1270). Он остался в истории как мудрый государственный руководитель, сумевший примирить церковную и светскую власть, защитить суверенитет Франции и возглавить крестовые походы против неверных. По его доброй воле из Византии за немалые деньги была выкуплена священная реликвия - Терновый венец, обагренный кровью Спасителя (ныне - в церкви Сент-Шапель на острове Сите в Париже).
Людовик IX отнюдь не являлся приверженцем власти римских пап. Церковь была воздвигнута французской общиной в Риме: на месте бывшей капеллы в конце XV в. была построена французская национальная церковь. Над ее строительством работал архитектор Доменико Фонтана, по чертежам Джакомо делла Порта. С учетом римского долгостроя отметим, что церковь, включая фасад, возводили с 1518 по 1589 год. Посвящалась она также святой Богородице, однако с течением времени закрепилось популярное название канонизированного римской церковью Людовика.
Фасад церкви украшают статуи Людовика IX, Карла Великого, святой Клотильды и святой Иоанны из Валуа. Контраст между скромным фасадом и богатым интерьером - частое явление в Риме. Посетитель, перешагнув порог, оказывается во власти полихромного мрамора, изящных капелл, фресок, надгробий, позолоты, а время вдруг как бы замедляет ход. Вторая капелла справа поражает фресками Доменикино на тему жития Св. Цецилии.
Однако почти всегда можно увидеть группы любопытных туристов перед пятой капеллой в левом нефе. Не столько потому, что своды расписаны знаменитым Кавальере д'Арпино. Здесь, в капелле Контарелли, витает дух Караваджо.
Капелла Контарелли - три работы Микеланджело Меризи да Караваджо
Караваджо, который до 1599 года писал преимущественно для богатых частных заказчиков, получил заказ на художественное оформление капеллы по воле случая. Деньги, оставленные в наследство заказчиком капеллы, покойным кардиналом Mathieu Cointrel, были почти на исходе, к тому же, приближался год Юбилея 1600. Руководитель проекта Кавальере д'Арпино, в отличие от Караваджо, использовал эскизы, которые неоднократно переделывались, в результате чего скорость работы оставляла желать лучшего.
По предложению покровителя Караваджо кардинала Франческо Дель Монте, Кавальер д'Арпино отказался от выполнения задания, а его место занял Караваджо. О нем знали, что он никогда не использует эскизы, пишет картины при скудном источнике направленного света, накладывая фигуры одну за другой в строгом соответствии с центральной идеей, без лишних фоновых деталей и, главное, используя мастерски контраст света и тени. При этом рисковали все: ведь Караваджо прославился довольно свободным толкованием традиционных добродетелей, канонов церковной живописи, а его личная жизнь отнюдь не являлась примером добропорядочности. Эффект оказался потрясающим и неожиданным для всех.
Мученичество святого Матфея (1599). Сцена убийства св. Матфея в храме на глазах у прихожан исполнена драматизма. Убегающий мальчик, отпрянувшие фигуры свидетелей, ангел с пальмовой ветвью, как бы протянутая к ней рука апостола и... ничего лишнего. Ни стен храма, ни окон, ни деталей убранства.
А на заднем плане - сам Караваджо, наблюдающий за сценой, но и за нами, зрителями (фото, кликните).
Призвание апостола Матфея (1599). Матфей (в миру - Левий) был сборщиком податей (мытарем). Цитируем отрывок из Евангелия:
...Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним...
Караваджо мастерски перенес сюжет в современность, причем без внимательного наблюдения не сразу становится понятно, кто из сидящих - Левий. Мастер трижды использовал указующий жест: Спаситель (справа), войдя в помещение и застав врасплох группу людей, считающих дневную выручку, без промедления указывает на Левия. Ему вторит апостол Павел (рядом). А сомневающийся Левий указывает на себя вопросительно, будто говоря: не ошибся ли ты, Господи? Поток света справа высвечивает его лицо, символизируя луч веры, однако обрывается на последних фигурах, которые никак не реагируют на появление Христа.
Святой Матфей и ангел (1602). Полотно является центром живописного цикла в капелле. К нему со стороны заказчика были четкие требования, начиная с размеров и заканчивая деталями картины. Первый вариант алтарной картины (слева), хотя и соответствовал формально требованиям заказчика, был забракован: по мнению священников, апостол Матфей выглядел неграмотным мужиком в неуклюжей позе, что никак не соответствовало важности святого, написавшего первое Евангелие.
Второй вариант (в цвете, кликните) был принят с восторгом. Мы видим апостола, не просто внимающего словам ангела, но также советующимся с ним и в то же время слегка сомневающимся. Ангел загибает пальцы, перечисляя доводы в пользу божественного происхождения Христа, апостол Матфей в неустойчивой позе опирается на табурете, который опасно завис над бездной. Апостол выглядит просвещенным и одухотворенным.
Другие работы Караваджо в Риме
Больной Вакх (1592-1593). Галерея Боргезе.
Мальчик и корзина с фруктами (1593-1594). Галерея Боргезе.
Предсказатель судьбы (1594-1595). Пинакотека Капитолийских музеев.
Кающаяся Магдалина (1595). Галерея Дория Памфили.
Отдых на пути в Египет (1595). Галерея Дория Памфили.
Юдифь, убивающая Олоферна (1599). Дворец Барберини.
Нарцисс (1599). Дворец Барберини.
Распятие святого Петра (1600-1601). Капелла Черази, церковь Санта Мария дель Пополо.
Обращение Савла, или Павел на пути в Дамаск (1601). Церковь Санта Мария дель Пополо.
Обращение Савла, или Павел на пути в Дамаск (1600). Коллекция Одескальки.
Погребение Христа (1602-1603). Пинакотека Ватикана.
Иоанн Креститель (1603-1604). Галерея Корсини.
Мадонна ди Лорето (Матерь паломников, 1604-1605). Церковь Св. Августина.
Мадонна и младенец со святой Анной (1606). Галерея Боргезе.
Святой Иероним в размышлении (1606). Галерея Боргезе.
Давид с головой Голиафа (1609-1610). Галерея Боргезе.
Иоанн Креститель (1610). Галерея Боргезе.