Как только вы войдете в Рим через северные ворота (античная Порта Фламиния, ныне Порта дель Пополо), с левой стороны вашему взгляду явится скромный возрожденческий фасад церкви, посвященной Святой Богородице. Скромная внешность обманчива, а великолепие площади Пополо с древним обелиском в центре настойчиво зазывает не останавливаться и идти вперед. Остановитесь, пожалуйста. И посетите сначала церковь.
Ваше терпение вознаградится сторицей. Вы будете приятно удивлены контрастом между сдержанным ренессансным оформлением снаружи и пылающим многоцветьем барочного интерьера. В Риме не так много церквей, над оформлением которых работали вдохновенно многие выдающиеся мастера искусства. Базилике Санта Мария дель Пополо уделяли пристальное внимание римские папы, с нею связаны легенды.
Могила императора Нерона и народная легенда
В античную эпоху на месте церкви находился мавзолей рода Домициев, к которому принадлежал император Нерон (Луций Домиций Агенобарб). После самоубийства императора его прах веками покоился в этом семейном склепе. Однако, как мы знаем, при Нероне были казнены святые апостолы Петр, Павел и тысячи христиан, что вызвало стойкое представление о нем как об Антихристе. Со времен раннехристианских общин также бытовало мнение, что Нерон-Антихрист может вернуться и принести с собой горе и смерть.
На фото слева (изящная гравюра Д. Пиранези - кликните!) изображен склеп Нерона. На руинах этой могилы со временем, согласно преданию, вырос огромный грецкий орех, в кроне которого поселились вороны и демоны. Место считалось проклятым и люди обходили его стороной. В 1099 году папа Пасхалий II велел срубить дерево, сжечь его, а пепел вместе с останками могилы бросить в реку Тибр.
Затем на добровольные пожертвования граждан в этом месте соорудили маленькую капеллу, посвященную святой Богородице.
В 1227 году папа Григорий IX превращает капеллу в церковь и расширяет ее. По его указанию в церковь переносят первую реликвию - образ Богородицы из латеранской капеллы Святого Спасителя (Santissimo Salvatore). С 1250 года церковь переходит во владение монашеского ордена Св. Августина. В 1472 - 1477 годах по воле папы Сикста IV архитектор Андреа Бреньо оформляет фасад базилики и надгробие делла Ровере. В начале XVI века Браманте оформляет хор базилики, затем Рафаэль проектирует капеллу Киджи, а в начале XVII в. Бернини целиком перестраивает интерьер церкви в стиле барокко.
Интерьер базилики Санта-Мария-дель-Пополо
Многие знатные фамилии (от банкиров до кардиналов и пап) стремились приобрести фамильные капеллы в базилике. Это повлекло за собой участие десятков скульпторов, художников и архитекторов в оформлении частей интерьера.
Центральный неф базилики. В глубине - алтарь и икона Мадонна дель Пополо.
Арочные пролеты оформлены из стукко "под мрамор" великим Джан Лоренцо Бернини по заказу папы Александра VII Киджи.
Знаменитая икона Санта Мария дель Пополо в центральном алтаре.
Оригинальный алтарь работы Андреа Бреньо.
Правый неф
Капелла делла Ровере (первая справа). Пинтуриккьо. Презепе (вертеп). Сан Джироламо на коленях и за ним, предположительно, автопортрет самого художника.
Капелла Чибо (вторая справа). Карло Маратта. Непорочное зачатие со святыми Иоанном Евангелистом, Григорием, Августином и Иоанном Антиохийским.
Капелла Бассо делла Ровере (третья слева). Ученики Пинтуриккьо. Мадонна с младенцем в окружении святых.
Свод хора. Пинтуриккьо (1508-1509 гг.). Коронация Богородицы. Мадонна в окружении евангелистов, отцов церкви и Сибилл.
Левый неф
Знаменитая капелла Черази (слева от алтаря): здесь представлены работы великих мастеров Караваджо и Аннибале Карраччи:
Караваджо. Распятие Святого Петра (1601 г.).
Согласно легенде апостол Петр попросил своих палачей распять его на кресте головой вниз дабы не уподобляли его, простого смертного, Спасителю.
Подробнее: жизнь и творчество великого Караваджо
Обращение Савла, или Павел на пути в Дамаск (1601).
Караваджо, мастер света и теней, изобразил один из эпизодов жития апостола, сыгравший решающую роль в его обращении в христианство. Цитируем из Деяний святых апостолов:
Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь [сказал] ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил.
Аннибале Карраччи. В центре капеллы - Вознесение Богородицы (1601 г.).
Капелла Киджи (вторая слева)
Луиджи де Паче (по рисункам Рафаэля). Творец в окружении восьми изображений планет. Мозаика, 1516 г.
Лоренцетто. Пророк Иона выходит из чрева кита на берег.
Джан Лоренцо Бернини. Ангел и пророк Аввакум (1658-1661 гг). По заказу папы Александра VII.
Ангел помогает пророку достать миску и накормить супом Даниила, брошенного в яму со львами (композиция с противоположной стороны, см. ниже).
Джан Лоренцо Бернини. Пророк Даниил со львами (1655-1657 гг). По заказу папы Александра VII.
Полезные сведения
Адрес базилики: Piazza del Popolo 12
Полезно: Базилика входит в маршрут экскурсий гидов сайта Ривиталия. Обсудите посещение церкви с вашим гидом. |
Просмотреть увеличенную карту |