Базилика Святого Петра в веригах - одна из семи важных паломнических базилик Рима.
Базилика расположена на вершине Эсквилинского холма, на Оппио, в нескольких сотнях метров от Колизея. Она была построена в 442 году на средства императрицы Лицинии Евдоксии, жены императора Валентиниана III, для хранения вериг (цепей) Святого Петра. Этими цепями Святой Петр был скован во время заточения в Иерусалимской тюрьме в 42 году и в Римской, перед казнью в 67 году. |
Справка. Согласно преданию, вериги в иерусалимской тюрьме распались, когда перед Петром появился Ангел. Иерусалимские цепи были семейной реликвией и передавались из поколения в поколение. Одна их часть была привезена в Рим императрицей Лицинией Евдоксией и здесь же, в Риме, хранились цепи из Мамертинской римской темницы. Во время открытия нового храма обе цепи оказались в руках папы Льва I, который должен был торжественно поместить вериги в реликварий. По свидетельству очевидцев, вдруг при этом обе цепи соединились между собой. Так они вместе и хранятся в базилике, помещенные в хрустальный ларец-реликварий (рака).
Базилика разделена на три нефа 20 античными мраморными колоннами. В центральном нефе прекрасный кессонный потолок, а в центре него - фреска, изображающая освобождение Святого Петра от оков работы художника Джованни Батиста Пароди (1706 год). В Конфессии, под главным алтарем, помещен позолоченный ларец из бронзы, где хранятся вериги. По обе стороны от реликвария находятся статуи изображающие Святого Петра и Ангела, освободившего его.
В правом нефе находится могила Антонио Поллайолы – скульптора, художника, ювелира и гравера (1432-1498) и его брата Пьеро. Скульптурная композиция - работы Луиджи Каппони.
Слева: Базилика Святого Петра в веригах. Видео. |
В правом нефе первая капелла посвящена Святому Августину, шедевр Гверчино. Далее в правом нефе – Мавзолей папы Юлия II. Именно эта монументальная скульптурная композиция и привлекает прежде всего туристов со всего мира. Она состоит из двух уровней, в каждом из них по три ниши. В центре нижнего уровня находится могучая фигура Моисея, а слева и справа него скульптуры – Лия и Рахиль. Они символизируют созерцательную и активную жизнь. Папа Юлий II, еще при жизни, поручил работы над Мавзолеем гениальному скульптору и художнику Микеланджело. Сооружение погребального монумента продолжалось более сорока лет. Микеланджело приступил к работе над ним 30-летним молодым мастером, а закончил 70-летним прославленным и мудрым старцем.
И хотя памятник далек от прекрасной первоначальной идеи мастера (здесь должны были найти место 47 статуй), все же, могучая скульптура Моисея оставляет неизгладимое впечатление. Скульптура Моисея считается одним из самых выдающихся произведений Микеланджело. Монументальная фигура высотой в 2,35 м очень динамична: несмотря на то, что пророк изображен сидящим, его поза выражает движение. Кажется, что Моисей в любой момент поднимется во весь свой колоссальный рост.
В скульптурной композиции Моисей изображен с рожками, вследствие неправильного перевода Библии, которую знали в те времена. На самом деле в тексте на иврите сказано, что людям было трудно смотреть на лицо Моисея, потому что излучало свет оно и кололось. С иврита можно было перевести, как “лучи” и как “рога”. К счастью, это выяснилось, и сегодня нам не представляется странным тот факт, что Моисей в скульптурной композиции с рогами.