Бюст наследника великого Октавиана Августа показывает нам молодого Тиберия с живым взглядом, с правильным очертанием лица и характерным римским носом. В истории Рима император Тиберий остался и продолжает оставаться сложной фигурой. С одной стороны, примерный муж, полководец, продолжатель традиций Pax Romana (римского мира), тихий и предпочитающий жить в провинции владетель Империи. А с другой - параноик, жестокий циник и властелин, превративший принцип удовольствия в особую форму сексуальной свободы или распущенности.
Был ли он первым в истории Рима властителем, поддавшимся соблазну применить власть в качестве орудия воздействия на эротические запреты? Нет. Собственно, изгнание этрусских царей и начало республиканского периода Рима имело поводом знаменитую историю с самоубийством Лукреции, жены римского патриция, обесчещенной Секстом, сыном последнего царя Рима Тарквиния Гордого (Tarquinius Superbus).
Рим рабовладельческий - новая веха в истории не только власти как некой институции, но также личной власти в пределах дома, поместья, подотчетной провинции или места поездки. При этом по ранее неписанным, но затем подтвержденным законами правилам, каждый, кто не был свободным гражданином Рима, должен был считаться с пожеланиями власть имущего. Это было несправедливо, но в то же время давало многим возможность выжить и при некоторых обстоятельствах даже довольствоваться благами, полученными в результате благосклонности хозяина.
Древний Рим - цивилизация парадоксов и изобретений. Среди которых - новое толкование удовольствия и эроса. Критиковать поздно, а понять нелегко. Тогда просто почитайте.
У каждой эпохи своя мораль. В морали каждой эпохи всегда есть противоречия. Ничто из того, чем пользовался античный мир для продолжения рода и сексуального удовлетворения, не исчезло в мире современном. Однако по прошествии нескольких тысячелетий, читателю все так же интересно знать, были ли "они" (варвары) более или менее "чистыми" и последовательными в плане продолжения традиций нравственности по сравнению с "нами". Сравнение может дать разные результаты, а потому настоящий материал, по замыслу автора, не содержит критики и выводов.
Похищение сабинянок - прелюдия
Талантливый режиссер Тинто Брасс в нашумевшем фильме "Калигула" (1979 г.), сам того не желая, представил кинозрителям восьмидесятых годов картину, в которой сцены разврата, царящего в эпоху стареющего Тиберия, вызывают глубокий шок. Массовый кинозритель определенно не был готов к таким провокационным сценам.
Однако как бы отнесся тот же самый кинозритель к реалистической экранной версии легенды о похищении сабинских женщин? Кажется, что этот эпизод в истории Древнего Рима был намного более знаковым и драматичным, а его последствия - решающими для истории Империи. Кража невест, ответный удар гордых сабинян и неожиданное, невероятное для того времени, примирение враждующих сторон, после чего - крепкий мир племен и начало экспансии города пастухов и земледельцев!
Мир, скрепленный кровью, как оказалось, слабее мира, скрепленного в результате смешения крови. На протяжении столетий после похищения сабинянок, в имперский период Рима, в средние века, в эпоху буржуазной революции и даже сейчас ритуальная кража сабинянки в виде брака по расчету продолжает оставаться стимулом для знатных фамилий и не только.
Вакханалии в Древнем Риме - продолжение
Сопротивление Дионису означает подавление в своей природе глубинных инстинктов; наказание же - это внезапное полное снятие внутренних препятствий, когда инстинкты прорываются и всякая цивилизованность исчезает.
Э. Р. Доддс Греки и иррациональное
Культ Диониса (Вакха) заимствован римлянами у греков и распространился сначала на Юге Италии, а после начала изнурительной войны с Карфагеном стал особенно распространенным. Религиозный экстаз женщин, убиение животного и ритуальное поедание сырой плоти в уединенных местах имело для древних людей гомеопатический эффект единения с богом, дающим силу и уверенность.
Когда в тайный обряд стали посвящать юношей и взрослых мужчин, естественно, были нередки случаи массовых совокуплений представителей обоих полов в разных вариациях. Римский сенат в 186 г. до н. э. запретил вакханалии, а участники и организаторы подверглись преследованиям. Почему отцы Рима были так обеспокоены этим ритуалом? Инстинкт самосохранения воинственной нации - таков ответ.
Цитируем Ливия, передавшего в пространной форме обращение консула Постумия к Сенату:
«Большую часть [приверженцев этого культа] составляют женщины, которые и положили начало этому злу. Затем, это – повторяющие женщин мужчины, совращаемые и совратители, исступленные и неистовые, обезумевшие от ночных оргий и попоек, шума и криков. Сейчас преступное сообщество бессильно, но оно набирает силу с устрашающей быстротой, и численность его растет со дня на день. Ваши предки не разрешали даже благонамеренным гражданам самовольных, неорганизованных сходок, кроме трех случаев: когда знамя, водруженное на городской цитадели, созывало граждан с оружием в руках для проведения за городом центуриатных комиций, когда трибуны назначали сходку плебеев и когда кто-то из магистратов в законном порядке созывал народную сходку. И всюду, где собиралась толпа, считалось необходимым присутствие законного ее председателя.
Как после этого вы должны относиться к сборищам, которые проводятся по ночам и в которых женщины участвуют вместе с мужчинами? Если бы вы знали, в каком возрасте мужчин посвящают в эти мистерии, то вы бы не только жалели их, но и стыдились за них. Неужели, квириты, вы полагаете, что, дав такую клятву, юноши могут служить в вашем войске? Им ли, прошедшим школу разврата, вы захотите доверить оружие? Неужели, покрытые своим и чужим позором, на поле брани они будут отстаивать честь ваших жен и детей?..
Зло ползком подкрадывается и растет с каждым днем... Сколько уже раз во времена ваших отцов и дедов магистратам поручалось запретить иноземные ритуалы, изгнать с Форума, цирка и вообще из столицы бродячих жрецов и гадателей, разыскать и сжечь книги мнимых пророчеств, отменить все жертвоприношения, не соответствующие римским обычаям. Ведь они, хорошо разбираясь в праве божественном и людском, полагали, что нет ничего пагубнее для благочестия, чем совершать обряды не по обычаю предков, а на манер иноземцев. Я счел нужным предупредить вас об этом, чтобы суеверие не тревожило вас, когда вы увидите, как мы разрушаем места проведения вакханалий и разгоняем эти нечестивые сборища. Все, что мы сделаем, будет совершено с изволения и с помощью бессмертных богов, которые, негодуя на то, что их именем прикрывались злодеяния и разврат, теперь эту гнусность разоблачили, не для того, чтобы оставить ее безнаказанной, но чтобы со всею строгостью покарать»
Как видно, массовая сексуальная распущенность в республиканском Риме не оставалась безнаказанной. Однако историки и интерпретаторы этого феномена чаще обращаются к имперскому периоду в Риме. Был ли Рим императорский средоточием похоти, исходящей от сознания безграничной власти и величия правителей? Очевидно, нужно различать сексуальные забавы плебса и те же забавы в залах императорских дворцов. Все знают, что проституция в древнем Риме не возбранялась, а жрицы любви пользовались гораздо большим уважением, нежели нынешние. Итак, ипостаси римской морали, или
Октавиан и Юлия старшая - две стороны монеты
После убийства великого Цезаря его преемник и внучатый племянник Октавиан, в качестве прочих мер по укреплению римской конституционной монархии, поставил брак под защиту государства (закон Папия и Поппея), лишил мужей традиционной абсолютной власти в семье (вспомним pater familias) и законным образом лишил холостяков по убеждению многих прав. К тому времени, надо сказать, отношение к замужеству и браку со стороны обоих полов редко включало любовь и согласие - такова дань традиции со времен Ромула. Однако не это стало причиной неуспеха брачных реформ Октавиана Августа. По иронии судьбы его собственная дочь Юлия нанесла сокрушительный удар по морали нового времени.
Юлия несколько раз "выходила" замуж. Кавычки обозначают тот факт, что ее выдавали замуж по соображениям политической конъюнктуры, что само по себе говорит о нравах того времени.
Ответ Юлии:
«Пусть мой отец иногда забывает, что он император, но я должна помнить, что я - дочь императора»
Это на словах. А на деле - внебрачные связи, сексуальные похождения и сцены совокупления на подмостках священного Римского Форума. Рим, при всем своем величии, не умел хранить свои тайны и не нуждался в примитивных аналогах современных информационных агентств: все становилось известно за считанные дни с помощью знаменитого passaparola, то бишь - слухов и сплетен.
Ответ Августа - вечная ссылка собственной дочери на необитаемый остров Вентотене (в сопровождении матери Скрибонии). Однако могло ли это потушить бушующий в сердце отца-императора огонь разочарования? Маятник сомнений продолжал свою извечную дугу в монотонном движении вперед-назад. Яблоко, как оказалось, упало далеко от яблони...
Тиберий - дубль второй
К старости лет император Тиберий становился все более недоверчивым, мнительным и жестоким. Историки Древнего Рима могут это объяснить: император не обладал дипломатическим талантом Октавиана Августа, не умел так ловко раскручивать машину пропаганды и в известном смысле был обречен оставаться в фарватере славы своего предшественника. Но это не означало, что борьба за власть в момент "предчувствия смерти" очередного императора не имела место быть. Император Тиберий использовал лучшую защиту - нападение, проскрипции и казнь. Можно ли предположить, что своеобразной компенсацией усилий выжить и сохранить власть - в том числе месть за навязанный ему Октавианом брак с Юлией (см. выше) - стали его необычные любовные утешения? Вряд ли они могли утешить старого императора. Историю Рима он знал, помнил диктатуру Суллы и кончину Цезаря, а в продажности сенаторов не сомневались даже простолюдины. Он избрал своего убийцу сам. Им стал Калигула, коварный и обремененный дефектами кровосмешения Башмачок.
Цитируем мнение одного из современных историков:
Личность Тиберия, наследника Августа, и по сей день служит темой для дискуссий. Однако не будем на нем останавливаться, поскольку его фигура не представляет интереса с сексуальной точки зрения; похоже, в этом отношении он был совершенно нормальным человеком. Все, что говорили о его развратности античные авторы, особенно предвзятые Тацит и Светоний, современными исследователями расценивается как сплошные измышления. Тиберий обладал высокими интеллектуальными и нравственными стандартами, всю свою жизнь посвятил служению на благо государства, испытал множество страшных разочарований, которые стойко переносил. Такой человек не станет предаваться – особенно в старости – излишествам, описанным в этих вульгарных и нелепых россказнях. Такое предположение психологически невозможно. Тех, кто, не понимая этого, с жадностью до сенсаций выписывает без разбора цитаты из античных авторов, не следует считать серьезными учеными. Личность Тиберия, конечно, озадачивает нас, особенно под конец жизни, когда он стал замкнутым и непроницаемым, но распутником он не был никогда. Можно прибавить, что это мнение полностью подтверждается скульптурными портретами Тиберия и его изображениями на монетах (отсылаем читателя к вышеупомянутой книге Мюллера).
Кифер Отто. Сексуальная жизнь в Древнем Риме. 2003.
Калигула - синусоида порока
Его называют образцом извращенности, садистом, параноиком, императором, опозорившим устои Древнего Рима. Да, так оно и есть. Если к власти приходят психически неуравновешенные личности, итог плачевен для всех. Поскольку такое случалось не только в античной истории, мы не видим повода для глубоких обобщений относительно сексуальной распущенности в античном Риме. Поэтому мы попытались разграничить сексуальные потехи рядовых римлян и лиц, облеченных государственной властью. Калигула, как ни парадоксально, своей жестокостью и извращениями вызвал стойкий иммунитет граждан Рима к перверзиям, после чего правление Нерона, следующего императора Рима, естественным образом было обречено на провал.
Однако в истории все имеет ценность и, кажется, некоторую способность к циклам. Откат от нравственных устоев эпохи Августа говорит о синусоиде морали в принципе, которая себя доказывает в монотонном раскачивании маятника и в диаметральной смене позиций. Пусть не в масштабах Вселенной, но в эпизодах истории античных империй. После пика злодеяний Калигулы управлять империей будет Клавдий (Tiberius Claudius Caesar Augustus Germanicus) - фигура трагикомическая, если верить древним историкам. Но при всем этом, никто в Древнем Риме не связывал правление Клавдия с упадком моральных устоев и необузданностью сексуальных нравов. До той поры, пока супруга стареющего императора и мать Нерона Агриппина не предложила ему вкусное блюдо из грибов с дозой сильного яда.
Нерон - очередной пик распущенности
Аппетит приходит во время еды. Молодой император Нерон со своими экстравагантными выходками, может быть, в начале сам не подозревал о таящейся в нем разрушительной силе порока. В первые годы правления, когда он старался угодить плебсу угощениями, щедростью, покровительством артистов и Ювеналиями, а также личным участием в презираемых сенаторами артистических представлениях, он был чрезвычайно популярен. Однако популизм в Древнем Риме стоил дорого в прямом и в переносном смысле этого слова. Непризнанный сенаторами талант внезапно превратился в орудие мщения. Вместе с тем император стал похож на старуху у разбитого корыта - казна опустела. Кому начал мстить тщеславный Нерон? В числе врагов оказалась его собственная мать Агриппина Младшая, которая лучше других понимала странности характера своего маленького Монстра. Она успокаивала себя и халдеев (магов, предсказавших, что ее сын избавится от нее):
«Пусть умерщвляет, лишь бы властвовал»
Нерон, как и Калигула, пользовался услугами знаменитой отравительницы Локусты. Яд стал орудием мщения, но в то же время проверка яда на рабах превратилась в забаву и научный эксперимент. Кроме этого, император позволял себе лицезреть (и/или участвовать в сценах совокупления мужчин и женщин в своем собственном ложе). Маленькие, но частые, оргии в его доме прекратились по воле рока. Его признали врагом народа (hostis publicus), после чего он позорно бежал из Рима и принял смерть от рук своего возлюбленного - секретаря Эпафродита.
Затем, по закону синусоиды и после годового периода междуцарствия, в котором Римом управляли считанные месяцы императоры- временщики, к власти пришел военный генерал Веспасиан. На этом повествование можно закончить.
Мораль сей басни?
Нет морали в этой басне. Рим - вечный город. А это значит, что некоторые проблемы мегаполиса настолько срослись с ним, что поиск причин упирается в последствия, а анализ последствий заминирован моралью и традициями далекого прошлого. Чтобы не ставить точку над тем, что было, и вместе с тем помочь читателю понять сексуальность и ее зыбкие пределы в современной Италии, советуем прочитать материал, опубликованный 2000 лет спустя в авторитетной итальянской газете "Панорама". Редакция сайта не соглашается с основными выводами статьи, однако публикует ее без купюр. Читайте: Странный секс по-итальянски